Москва, Новинский бульвар, д. 1/2
Режим работы:
ПН – ПТ 10:00-19:00
СБ, ВС - выходные
Акция! Снижение комиссии за выдачу денежных средств!

05.07.2012 - Факторинг - фактор выбора

По итогам 2011 года рынок факторинга не только вышел на докризисный уровень, но и превысил его, констатируют все без исключения опрошенные "Ко" эксперты.

По итогам 2011 года рынок факторинга не только вышел на докризисный уровень, но и превысил его, констатируют все без исключения опрошенные "Ко" эксперты.

"Дальнейший потенциал роста зависит от того, смогут ли факторы диверсифицировать свои продуктовые линейки и привлечь клиентов из новых сегментов, предложив им интересные специализированные факторинговые решения", - полагает генеральный директор ФК "Политекс" Владимир Емельянов. "Сейчас рынок опять растет, что связано как с оживлением экономики, так и с выходом на рынок крупных российских игроков из банковской сферы", - добавляет заместитель начальника управления факторинга ЗАО "Юникредит банк" (группа "Юникредит") Геннадий Золкин. Директор департамента факторинга банка "Петрокоммерц" Александр Морозов подтверждает, что компании, вышедшие на рынок в период кризиса, выбрали удачное время: барьер входа на рынок был в это время значительно снижен, да и конкуренция наличествовала не такая, как до этого и даже после.

Многие из тех, кто удачно вышел на рынок в момент экономической нестабильности, уже занимают лидирующие позиции, остальные значительно упрочили свое положение. "Пока рынок формировался, он рос на 70-80% в год, в 2009 г. - последствие кризиса - рынок рухнул на сорок с лишним процентов. Именно в этот период произошли кардинальные изменения: какие-то игроки ушли, какие-то на время заняли выжидательную позицию, - вспоминает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. - Мы же продолжали активно работать и по итогам 2009 г. заняли 34% рынка". В 2010 г. рынок постепенно начал восстанавливаться после кризиса и по итогам 2011 г. вырос, по разным данным, на 76-82%. Поменялась и расстановка сил: из сегмента ушел "Еврокоммерц", группа "ВТБ" купила команду "Траста", стал активно проявлять себя Альфа-банк. "Сегодня именно эти игроки - ВТБ и Альфа-банк - являются нашими основными конкурентами", - констатирует Виктор Носов.

Банк или фактор?

В чем преимущества самостоятельности и, напротив, ее недостатки? Может быть, проще и дешевле для бизнеса находиться "под крылом" крупной кредитной организации? В этом вопросе мнения экспертов также разошлись. "Преимущества банковского факторинга, как в математике начальных классов - скорость, время, расстояние. Скорость и время - это отсутствие дополнительного звена", - поясняет Виктор Носов. Банк напрямую финансирует своих клиентов, а факторинговая компания, в свою очередь, прибегает к помощи банка для осуществления расчетов. В итоге теряется время и при финансировании, и при зачислении средств от дебитора, и при выплате остатков клиенту. А время, как говорится, деньги. Это как осуществлять закупки товара не у производителя или первого в цепочке оптовика, а у второго или третьего, что и дольше, и дороже.

Расстояние - это региональная сеть. Обычно в банках она более развита. Клиенты Промсвязьбанка активно пользуются этим в расширении каналов сбыта, в развитии бизнеса в удаленных регионах. Еще одно преимущество - цена. Как правило, банки имеют доступ к более выгодным пассивам, как следствие, есть возможность более гибко подходить к установлению цены на продукт и предлагать клиенту доступные и конкурентоспособные ставки. Однако в условиях сегодняшнего рынка с этой задачей одинаково успешно справляются и банки, и факторинговые компании. "Наш главный козырь - это опыт. Об этом преимуществе наши клиенты знают - со многими мы росли и развивали бизнес вместе", - заключает Виктор Носов. "Универсальный банк обладает возможностью получения фондирования из различных источников, его деятельность более понятна и прозрачна для традиционных инвесторов. В России к тому же банки, в отличие от факторинговых компаний, регулируются Центральным банком, что дает дополнительные гарантии инвесторам", - соглашается Корнелиу Робу.

С другой стороны, регулятор предъявляет к факторинговым операциям те же требования, что и к кредитным, такое делает более затруднительным предоставление услуг факторинга с банковской платформы. Особенно это касается факторинга без регресса.

Кроме того, типичный банк в первую очередь оценивает риски клиента, а не качество его дебиторской задолженности, что серьезно ограничивает возможности компаний в получении достаточных объемов финансирования. Ну и, наконец, зачастую в банках возникает губительная конкуренция (как правило, за лимиты кредитования) между факторинговыми и кредитными продуктами. "Преимущество небанковских факторинговых компаний заключается в более глубокой специализации, более четком позиционировании на рынке и отсутствии регулирования со стороны государства. НФК в этом случае имеет уникальную структуру бизнес-модели, состоящую из специализированного факторингового банка "НФК" и компании "НФК-Премиум". Это позволяет предлагать решения, способные полностью удовлетворить потребности клиентов в безрегрессном факторинге, предполагающем покупку дебиторской задолженности у поставщика в момент отгрузки им товара своим покупателям", - заключает Корнелиу Робу.

По словам Геннадия Золкина, вне банка факторинговая компания имеет гораздо бОльшую свободу, поскольку она не подчиняется какому-либо регулирующему органу. Сейчас факторинговая деятельность отдельных компаний вне банков не регулируется вообще никем и никак, хотя основные их услуги - финансовые. Это, безусловно, несет в себе определенные риски. Однако, поскольку доля факторинга в экономике РФ чрезвычайно мала (менее 2% ВВП), а доля факторинга, предоставляемого небанковскими структурами, еще меньше, в текущей ситуации подобные риски не могут называться системными, и ими можно в целом пренебречь. Но задуматься об этом имеет смысл.

Самое главное преимущество у фактора в составе банка - диверсифицированный и надежный источник фондирования. При этом у коммерческих универсальных банков всегда, помимо факторинга, есть огромное количество других услуг, сервисов, кредитных продуктов. Корпоративным клиентам, если нет ограничений в лимитах риска, может быть удобнее все получить в одном месте.

Демпинг на рынке факторинга

После кризиса в сегменте факторинга изменилось многое, но только не подход к демпингу. "Демпинг - это "наше все" российского рынка факторинга. Первоначально некоторый оздоровительный эффект от кризиса был, но потом факторы пошли по пути наименьшего сопротивления - ценовой конкуренции", - подтверждает Корнелиу Робу. "До кризиса такого откровенного демпинга не было. Наверное, его вообще не было. Факторинг стоил тогда процентов двадцать годовых, плюс-минус 2-3%. Сегодня - 10% с таким же отклонением в обе стороны. Факторинг сравнялся по цене с кредитом, и это ненормально! Надеюсь, что долго так продолжаться не будет. Как мы знаем, цель любой коммерческой организации - получение прибыли, поэтому я думаю, что акционеров любой компании со временем перестанет устраивать то, что там, где можно зарабатывать, идет демпинг", - высказывает свою точку зрения Виктор Носов.

"К сожалению, и сейчас многие факторы, особенно банки, откровенно демпингуют, предлагая факторинг по заведомо низким ставкам, сравнимым с кредитными. Очевидно, что подобные предложения представляют собой, по сути, лишь кредитование под залог дебиторской задолженности, но никак не полноценную факторинговую услугу. Заставить уйти с рынка такие компании сможет либо ухудшение ситуации с ликвидностью и рост стоимости денег на банковском рынке, либо увеличивающаяся конкуренция со стороны факторов с качественным набором услуг и сервисов для клиентов", - резюмирует Владимир Емельянов.

Обращайтесь за услугами факторинга в компанию «Ипотека Кредит».



Максим Логвинов
Деловой еженедельник "Компания"